Александр Дрозденко: «Губернатор — не политическая должность»

Оглавление
ToggleБольшое интервью губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко
НКНаталия КазаковаОт конкуренции за ресурсы к взаимовыгодному сотрудничеству с ПетербургомБез заводов по переработке мусора Ленинградской области не обойтисьГорода-спутники Петербурга, Мурино и Кудрово, не войдут в его составБудущее — за малоэтажным строительством и «вылетными» магистралямиКогда правительство Ленинградской области уедет из Петербурга?Блицопрос для губернатора ДрозденкоВ сентябре 2025 года губернатор Ленобласти Александр Дрозденко переизбрался на четвертый срок и стал одним из «губернаторов-долгожителей» в России. После формирования нового правительства глава 47-го региона дал «Новым Известиям» эксклюзивное интервью, в котором рассказал о планах своей команды.
Наталия Казакова
Капитан «Команды 47» — именно так за глаза называют главу Ленинградской области подчиненные. И, кажется, что Александру Дрозденко, переизбранному в сентябре 2025 года на четвертый срок, прозвище пришлось по душе. В интервью корреспонденту «НИ» он рассказал о своих планах по развитию региона и о том, как строятся непростые отношения с ближайшим соседом — Санкт-Петербургом.
«На ближайшую пятилетку задел хороший. По привлечению частных инвестиций мы регион номер два после Москвы. Ленинградская область — субъект самодостаточный, донор российского бюджета. „Команда 47“ — бренд, который сегодня известен всей России. Но, главное, мы все заряжены на работу», — говорит Александр Дрозденко.
Еще на церемонии торжественного вступления в должность 25 сентября в Доме правительства региона сразу после принятия присяги Дрозденко заявил, что приложит все силы, чтобы людям в Ленинградской области хотелось жить. И заверил собравшихся: работы меньше не будет.
«Я считаю, что губернатор — не политическая должность, эта должность хозяйственная: старший по воде, канализации, пару и всему остальному в социальной сфере. Как и в любой профессии, в нашей важны драйв, эмоции. Если не будет драйва, значит, из губернаторов пора уходить», — считает глава 47-го региона.


От конкуренции за ресурсы к взаимовыгодному сотрудничеству с Петербургом
В течение ХХ века административная граница между нынешним Петербургом и Ленинградской областью неоднократно корректировались. Сразу после Великой Отечественной войны в состав тогда еще Ленинграда вошли Сестрорецк и территория нынешнего Курортного района вдоль побережья Финского залива. В начале 1950 годов — Павловск и окрестности. Городом стали рабочие поселки Левашово, Парголово и Песочный. В 1960-х к ним примкнул малый городок Урицк, от которого на современной карте не осталось даже топонима. В 1970-х Ленинградская область лишилась самостоятельных населенных пунктов Красное Село, Горелово и Ломоносов.
Несмотря на то что последние 30 лет Северная столица и Ленобласть являются отдельными субъектами РФ, многие вопросы развития двух регионов власти вынуждены решать совместно.
Пятимиллионный Петербург оказался зажат на территории в 1,5 тыс. кв. км. Безболезненно разместить в городской черте необходимую для жизни инфраструктуру, транспорт, мусоропереработку и промышленные объекты — задача невыполнимая. И кажется логичным, что отдельные масштабные проекты смещаются на территорию соседней Ленинградской области.
Так, Александр Дрозденко анонсировал создание общественно‑делового центра (аналога парижского Дефанс и лондонского Сити) сразу для двух регионов, который начнут строить в 2030 году.
Об агломерации Петербурга и Ленобласти давно и всерьез говорят на самом высоком уровне. У нее пока нет единого центра управления, но в планах создание общего инвестиционного совета, строительство Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) и второго автомобильного кольца вокруг Петербурга (КАД-2).
Без заводов по переработке мусора Ленинградской области не обойтись
Спекулятивной и по-настоящему острой темой стала проводимая мусорная реформа. Об этом «НИ» тоже поговорили с главой региона.
— Александр Юрьевич, некоторые политические силы считают, что Ленобласть остается «помойкой» и «слугой» Петербурга, подразумевая строительство заводов по переработке мусора, нужных не области, а городу.
— Я конфликта не вижу. Мусорная реформа реализуется в строгом соответствии с природоохранным законодательством. А в нем четко написано, что в черте населенных пунктов, неважно, городских или сельских, размещать объекты утилизации нельзя. Хотим мы или не хотим, но Петербург должен куда-то вывозить свой мусор. Ленинградская область категорически против того, чтобы предоставлять территорию для захоронения. Нам нужно решить вопрос в комплексе. Должна быть и сортировка, и переработка. Современные технологии это позволяют.
Что же касается нагнетания ситуации небольшой группой граждан, я их называю псевдоэкологами (в ходе летней предвыборной кампании ряды критиков реформы пополнились областными коммунистами. — Прим. ред.), удивительно, как якобы борцы за экологию могут ратовать за сохранение существующих мусорных полигонов, а не за то, чтобы строились заводы по переработке отходов. Причем глубокой переработки!
Внутри границ Петербурга трудно найти территорию для размещения такого завода, чтобы в радиусе километра не было ни одного жилого здания. А мы у себя в Ленинградской области держим достаточно высокий стандарт санитарно-защитных зон. Поэтому все участки, которые предлагали и предлагаем Петербургу, вписываются и в природоохранное законодательство, и в требования Роспотребнадзора.
Но сколько было шума по поводу проектирования и начала строительства завода в Выборгском районе! Говорили, что там нарушено природоохранное законодательство. Только судов прошло более 40. И все активисты проиграли. В отношении некоторых лиц даже были возбуждены уголовные дела за то, что давали заведомо ложную информацию о наличии в водоемах стирола. Как может в воду попасть стирол от завода, который еще не начал работать? Нонсенс.

Губернатор Дрозденко привел нам примеры территорий в Ломоносовском и Тосненском районах, где в ближайшем будущем на землях, ранее принадлежавших Минобороны, появятся современные мусороперерабатывающие предприятия. А также упомянул завод в Рахье: удаление от ближайшего населенного пункта — 17 км, от Ладожского озера — 3,5 км.
«Какое влияние он (завод по переработке мусора. — Прим. ред.) может оказывать на экологию? Стояла бывшая ракетная часть, где переливали ракетное топливо. Активисты против строительства завода на этом месте. Причем мы не раз спрашивали: вы хотите сохранить мусорные полигоны? Почему-то они не выступают за закрытие полигонов, но против строительства заводов по переработке», — рассказывает Александр Дрозденко.
— Именно правительство Ленобласти выступило с инициативой рекультивировать старый мусорный полигон под городом Сосновый Бор, про который коммунисты даже не вспоминали. Сейчас там красивая зеленая гора, мы даже помидоры в виде эксперимента на ней выращиваем. Мы подняли тему закрытия мусорного полигона близ Невского пятачка (плацдарма на левом берегу Невы напротив Невской Дубровки в ходе битвы за Ленинград, на котором ныне создан мемориал. — Прим. ред.), о нем активисты тоже не вспоминают.
Я так подробно перечисляю, чтобы вы понимали: готов общаться, рассказывать, доказывать, отстаивать свою точку зрения. Но со стороной, которая неконструктивна, не хочется даже вести разговор. О чем?
Мы же все прекрасно понимаем, что в рамках действующего законодательства Ленобласть должна подобрать площадки для Петербурга. Либо их предоставят Псковская и Новгородская области. Но давайте посчитаем, сколько тогда будет стоить вывоз мусора для тех же петербургских активистов! Тариф на утилизацию отходов возрастет в десять, а то и больше раз.
Города-спутники Петербурга, Мурино и Кудрово, не войдут в его состав
— А пересмотр административных границ между городом и областью в ближайшее время возможен? За последнее десятилетие на границе с Северной столицей выросли целые города, «человейники» — Мурино, Кудрово, Новое Девяткино. Их жители ощущают себя жителями спальных районов мегаполиса: они работают и платят налоги в другом субъекте Федерации, в выходные стараются выбраться в центр Северной столицы с семьями…
— Граница между Петербургом и Ленинградской областью была обозначена еще в конце 1990-х и утверждена законодательными собраниями обоих регионов. Вышел соответствующий федеральный закон, который эти границы утвердил. И пересматривать их смысла не вижу.
Кудровчане ощущают себя кудровчанами, самостоятельным городом, и этим гордятся. Более того, последние несколько лет Кудрово входит в пятерку самых благоустроенных малых городов России. Проблемы с транспортом, въездом-выездом решаются, строится развязка. Скоро в Кудрово придет метро. За последние четыре года построили четыре школы, 17 садов, поликлинику, пожарное депо, молодежный центр, Дом культуры, продолжаем благоустройство парков.
Лучше быть жителем самостоятельного города, чем жителем одного из многочисленных спальных районов Петербурга. Какие плюсы от того, что ты будешь считать себя жителем спального района? Плюсов нет. Это раньше можно было сказать: да, мы пользуемся социальной сферой Петербурга. Сегодня, наоборот, петербуржцы пользуются «социалкой» Ленобласти. И таких случаев много. Потому что мы продолжаем активно строить социальные объекты. И у нас очень неплохие темпы.
Другое дело, что примерно половина жителей Мурино и Кудрово работает в Петербурге. Мы содержим ЖКХ, дороги, жилой фонд, а доходов с территории практически не получаем. Решаем эту проблему и откровенно озвучиваем.
— Как решаете?
— Строим рядом современные производственные объекты научно-технического назначения и те, которые связаны с производством товаров народного потребления, планируем техникумы.

Александр Дрозденко отметил, что именно в Ленинградской области находится самый счастливый город России. Таковым жители считают Кудрово с населением до 100 тыс. человек. Они приняли участие в опросе, который в 2019 году провели аналитики сервиса Domofond.ru. 90 тыс. россиян из 200 городов сами оценивали свой ежемесячный доход, стоимость необходимых товаров, тарифы на коммунальные услуги и прочие расходы. При этом Москва оказалась только на третьем месте по «индексу счастья», а Петербург — и вовсе на девятом. Вторую строчку занял город Мурино.
А по итогам 2023 года тот же Кудрово был признан самым комфортным городом РФ уже по версии Минстроя РФ. При составлении рейтинга учитывались критерии безопасности, комфортности, эффективности управления, экологии и здоровья.
Будущее — за малоэтажным строительством и «вылетными» магистралями
— Но все же для большинства людей одинаково важны комфорт и транспортная доступность, что в мегаполисе, что в области. Какие планы на этот счет?
— Чем лучше будет транспортное сообщение, тем плотнее будут миграционные потоки. Сегодня из Петербурга до Выборга можно доехать на «Ласточке» за один час. Скоро запустим скоростной поезд в Гатчину, дорога займет 17 минут. Люди из Гатчины поедут на работу в Петербург или из Петербурга в Гатчину, но это же не значит, что Гатчину и Петербург нужно включать в единые границы.
Мы с Александром Дмитриевичем Бегловым (губернатор Петербурга. — Прим. ред.) выбрали лозунг и как мантру его повторяем: «Два самостоятельных субъекта — одна агломерация». Нам нужно развивать наши отношения в рамках агломерации. А здесь бывает не все понятно. Вот сейчас, например, не очень понятна позиция петербургского водоканала. Он не готов подключать новые территории Ленобласти к воде и канализации, несмотря на то что это выгодно. Во-первых, мы платим дороже. Во-вторых, помимо тарифа, оплачиваем еще и подключение. Разовая сумма, но она идет на развитие водоканала Петербурга. Продолжаем искать компромисс.
КАД-2 нужен не только Петербургу и Ленинградской области. Это ключевой транспортный проект для всего северо-запада России, он соединит трассы «Кола» и «Сортавала» с Московской.
Что такое КАД-2?
Первый этап второй кольцевой автодороги (КАД-2) вокруг Петербурга планируется ввести в 2028 году.
Общая протяженность первого этапа составит 85 км, дорога будет четырехполосной, категории 1Б (скоростная дорога с четырьмя и более полосами движения). Предполагается, что общая протяженность КАД-2 вокруг Петербурга составит порядка 348 км.
Планируется, что после завершения строительства КАД-2 обеспечит скоростное движение транзитного транспорта от портов Балтийского моря и Мурманска в обход Петербурга. Ранее речь шла о том, что строительство первой очереди КАД-2 планировалось на 2028–2029 годы.
Мы же видим, как развивается территория и насколько повышается комфорт, когда туда приходят хорошие дороги. Сейчас уже и не вспомнить, как жили город и область без первого кольца или без Западного скоростного диаметра, которые тоже выходят за границы Петербурга.
Тем не менее мы лишний раз доказали, что власть не просто слушает людей, мы их слышим. И анализируем услышанное. Поэтому изменили трассировку магистрали.
Конкретные изменения Александр Юрьевич тут же показывает на плане. Речь идет об участке второго кольца вокруг Петербурга от трассы М-11 до Кузьмолово, где КАД-2, согласно картам информационной системы территориального планирования, опубликованным на сайте ФГИС ТП, проходил по заказникам «Медный завод — река Черная», «Приневский», памятнику природы «Болото Усть-Тосно» и дважды пересекал зону объекта культурного наследия регионального значения «Дорога жизни».
Еще летом правительство Ленобласти направило в Минтранс России письмо с предложениями внести коррективы. Схему доработали.

— Александр Юрьевич, бытует мнение, что КАД-2, помимо перераспределения транспортных потоков, «поднимет» малоэтажное строительство в Ленинградской области. Так ли это?
— Высотное строительство никак не связано с появлением новых магистралей. Оно регламентируется нашими градостроительными нормами. Высотность определена в зависимости от численности населения в том или ином населенном пункте и вся давно расписана. Еще лет десять назад процентное соотношение высотного строительства к малоэтажному составляло 70% к 30%. В 2015 году — 50% на 50%. А по итогам 2024-го: 35% — высотное и 65% — малоэтажное. В этом году хотим выйти на пропорцию 30% к 70%. И так держать ближайшее десятилетие. Средняя этажность — 12.
Возможно построить и высотное здание, но оно должно иметь яркое архитектурно-планировочное решение и являться связующим звеном развития всего микрорайона.
Когда правительство Ленинградской области уедет из Петербурга?
— Переезд областного правительства в Гатчину все еще актуален?
— Мы будем это делать. Юридически по всем документам Гатчина — столица Ленинградской области. Я бы мог пойти по пути Московской области и построить большое офисное здание под залог наших в центре Петербурга, но в Гатчине очень много объектов, которые требуют реставрации. И Красные казармы на улице Красного Курсанта, и Военно-морской архив, и многие другие. Чем наполнять их?
Мы уже четвертый год ведем тяжелые переговоры с Министерством обороны о передаче нам этих комплексов, которые восстановим и в которые переедем. Начнем поэтапно. На следующий год туда переедут комитет по культуре и туризму, комитет по сохранению культурного наследия, комитет по молодежной политике и комитет по спорту.
У меня тоже уже есть свой кабинет в Гатчине. Сейчас в нем свадьбы играют. Мы разрешили проводить выездные бракосочетания.
Сложно отреставрировать здание. Особенно когда есть собственник. Выкупить или отсудить права, сделать проект, провести работы. Но еще сложнее вдохнуть в него жизнь. Мы это еще по Выборгу поняли. Что ты там разместишь? Жилой дом? Да никто не поедет. Сегодня есть современные шикарные квартиры. Офис? А кому нужен офис в старом здании? Музей? А сколько должно быть музеев?
Если мы сейчас построим новый большой комплекс для правительства, эти здания продолжат разрушаться, от них все равно начнут избавляться, и мы должны будем искать инвесторов и выделять бюджетные деньги на реставрацию. Поэтому без суеты дождемся передачи, отреставрируем и въедем. Я очень надеюсь, что это произойдет в рамках празднования столетия Ленинградской области в 2027 году.

Блицопрос для губернатора Дрозденко
— Бордюр или поребрик?
— Я называю поребрик и парадная. И шаверма, а не шаурма. И булка. А как по-другому? Тут по-другому никак!
— Ваше любимое место в Ленинградской области.
— Старая Ладога. Мне очень нравится Старо-Ладожская крепость, храм Святого Георгия и алтарь, где свой меч крестил перед Невской битвой молодой новгородский князь Александр, будущий Невский.
— А в Петербурге?
— С детства нравится стрелка Васильевского острова. Настолько она фундаментальная и величественная! Немножко расстраивает, что близлежащая стройка изменит ее вид. Я говорю про строящийся квартал вокруг СК «Юбилейный». Пока не понимаю, что там будет.
Еще, кстати, нравится Петербург Достоевского. Одно время я жил на Подьяческой. Дочка еще была маленькой, ей исполнился годик, когда я переехал на работу в Петербург. И Мариинка, и собор, и каналы рядом. Особенно любил гулять с коляской осенью, пока листву не уберут. Прямо по разноцветному ковру из листьев. Сумасшедшие краски.
Губернатор Ленинградской области Александр Юрьевич Дрозденко
Родился 1 ноября 1964 года в Джамбульской области Казахстана.
В 1986 году окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт по специальности «Экономика и организация сельского хозяйства». Кандидат экономических наук.
Трудовую деятельность начал в должности экономиста совхоза Кингисеппского района Ленинградской области. С 1988 по 1993 год — главный экономист акционерного общества «Агро-Балт». В 1991-м избран депутатом Кингисеппского городского Совета народных депутатов.
С ноября 1993-го работал в мэрии Кингисеппа, прошел путь от заместителя руководителя до главного должностного лица района. Дважды избирался главой муниципального образования Кингисеппский район: в 1996 и 2000 годах.
С ноября 2002-го по май 2012-го — вице-губернатор Ленинградской области — председатель областного комитета по управлению государственным имуществом.
С 2012-го — губернатор Ленинградской области. Одновременно возглавляет правительство региона. Трижды одерживал победу на прямых выборах высшего должностного лица Ленобласти: в 2015, 2020 и 2025 годах.
Входит в состав Государственного совета РФ. Член высшего совета партии «Единая Россия».
Награжден орденами Дружбы (1996), Почета (2014), «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней (2017), медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней (2008, 2002).


