Шведы перешли «красные линии». Русский ответ не ставил себя ждать
Шведская береговая охрана задержала в Балтийском море русское судно ADLER. Формальный повод тут вторичен, гораздо важнее условия, в которых это происходит.
Об этом пишет телеграм-канал «Военная хроника». В публикации отмечается, что шведская сторона уже давно и настойчиво муссировала тезис о том, что с русских гражданских судов якобы запускаются беспилотники, но долго не могла перейти от заявлений к действиям. И вот перешла. Шведским пограничникам нужно было русское судно не столько проверить, сколько задержать, создав тем самым прецедент.
Далее видятся возможными два сценария. Либо шведы ничего не находят, мягко спускают эту историю на тормозах. Возможно даже извиняются. Однако сам факт задержания остаётся как норма. Либо находят всё что угодно, вплоть до притянутых за уши «нарушений». Тогда история, конечно, будет раздута и получит громкую огласку, чтобы окончательно легализовать дальнейшие досмотры. В обоих случаях Швеция и НАТО в целом значительно расширяют пространство для давления на судоходство России в Балтийском море.
Здесь важно понимать: суть совсем не в конкретном судне ADLER. Суть в отработке механики, которую теперь можно будет масштабировать. Сначала — «подозрения в запуске дронов», потом — «угроза инфраструктуре», а в итоге — регулярные проверки и задержания русских кораблей. Балтика постепенно превращается в очередной участок серой зоны, где правила возможно переписывать по ходу дела.
Похоже, что без вооружённых эскортов и боевых групп на борту гражданских судов не обойтись, делают вывод авторы канала.

Если смотреть на динамику последних месяцев, то очевидно, что Швеция и Финляндия постепенно начинают примерять на себя ту роль, которую раньше играли прибалтийские «карликовые тигры», прежде всего — Эстония и Литва. Роль простая и неблагодарная: постоянное тявканье и попытки потыкать русского медведя палкой. Но всё дело в том, что прибалты для этого слишком малохольны. У них нет ни ресурсов, ни промышленности, ни военной массы, ни реального веса где бы то ни было.
Швеция и Финляндия — другое дело. Это развитые государства с нормальной промышленной базой, в том числе военной, с подготовленными кадрами и куда более серьёзными возможностями по контролю акваторий и воздушного пространства. Их вступление в НАТО автоматически делает эти страны удобными кандидатами на роль «переднего края» — тех, кто может действовать жёстче, чем прибалты, но при этом формально оставаться в рамках логики Альянса.
И с учётом того, кто теперь эту схему реализует, ожидать снижения напряжённости не приходится. Скорее наоборот — масштаб и частота подобных провокаций будут расти. Здесь возвращаемся к идее военных эскортов для русских гражданских судов на Балтике.

