Налоговая удавка заберет из кошельков россиян триллионы. НДС спасет пустую казну?

ЕМЕкатерина МаксимоваОбозревательСпасут ли россияне бюджет повышенными налогами?Минфину придется подождать притока денегБизнесу: плати налоги или умриНадежды Минфина собрать с россиян триллионы рублей за счет повышения НДС до 22% могут не оправдаться. А попытки заставить еще и предпринимателей платить «народный налог» вызывают у экономистов недоумение. Точно одно: теперь РФ по величине ставки НДС встанет в один ряд с Уругваем.
Екатерина Максимова
Самый жесткий за десятилетия законопроект о повышении налогов для бизнеса принят 20 ноября Госдумой. НДС повышен до 22%. Уже не очередная налоговая донастройка, а фундаментальный сдвиг в фискальной политике страны свершился.
Закручивание гаек объясняется «повышением эффективности», «пресечением схем дробления» бизнеса. Но за канцелярским шумом стоит одна задача: заставить абсолютно каждого россиянина — от младенца до старика — в режиме нон-стоп пополнять дефицитную казну, которой нужны триллионы. А НДС вшит в каждую покупку, в каждую транзакцию (но для социально значимых товаров сохранится льготная ставка в 10%).
Истинная цель фискальной удавки в пояснительной записке к законопроекту объясняется сухо: «в рамках мер по обеспечению сбалансированного бюджета».

«В рамках мер» ставка НДС с 1 января 2026-го будет повышена на 2%, до 22%. Это, судя по расчетам Минфина, в 2026–2028 годах дополнительно принесет бюджету порядка 4,4 трлн рублей. А вклад НДС в доходы федерального бюджета вырастет к 2028-му с 50% до 58%.
Непосредственно в следующем году НДС обеспечит дополнительный поток 1,187 трлн рублей.
«В рамках мер» свершилась и вторая новация: повышение порога уплаты НДС для «упрощенцев». За три года лимит оборота для предпринимателей поступательно будет снижен с 60 до 10 млн рублей.
Заработал за год 10 млн и один рубль — плати 22% НДС. И это пламенный «привет» предпринимателям, которым упрощенная система налогообложения помогала вести бизнес в сегментах с низкой маржинальностью. Торговля и услуги — первые в очереди на ухудшение положения.

После повышения НДС Россия войдет в топ-20 стран с самыми высокими ставками данного налога. Такие ставки утверждены в ЕС. Польша, Швеция, Финляндия, Дания пошли еще дальше — в этих государствах ставка НДС выше 25%. Среди остальных, применяющих НДС, РФ будет делить первое место по величине ставки только с Уругваем.

Оглавление
ToggleСпасут ли россияне бюджет повышенными налогами?
Сотрудники Института экономической политики им. Гайдара — д. э. н. Сергей Дробышевский и к. э. н. Илья Соколов — ставят под сомнение прогноз Минфина, что повышенный НДС в 2026 году принесет бюджету ожидаемую сумму.
Напротив, они указывают на риск недополучить порядка 0,6 трлн по НДС. Помимо этого, Минфин может столкнуться с сокращением поступления прочих налогов, включая налог на прибыль, который распределяется между федеральным и региональными бюджетами. Все это объясняется чередой негативных последствий, которые будут запущены с принятием нового закона.
Возможный недобор в 0,6 трлн рублей экономисты связывают с тем, что повышение НДС на 1% временно снижает собираемость данного налога на 2%. При охлаждении экономики этот эффект может усиливаться.
Более реалистичными выглядят планы Минфина собрать НДС на импорт, но в общей «корзине» налоговых поступлений доля налога на ввозимые товары несопоставима мала с НДС на внутреннее потребление.
В 2025 году НДС, как ожидается, принесет в казну 15,7 трлн рублей. С 2026 года, ранее полагал Минфин, вклад НДС на внутреннее потребление составит 12,149 трлн рублей, НДС на импорт — 5,3 трлн.

Минфину придется подождать притока денег
В любом случае фискальный эффект для ведомства Антона Силуанова не будет быстрым. Дополнительные налоговые поступления потекут в казну не ранее второго квартала (НДС уплачивается в течение трех месяцев по обороту предыдущего квартала. — Прим. ред.).
«Необходимо учесть и вероятное снижение других поступлений в бюджет. В частности, на фоне уменьшения внутреннего потребления возможно некоторое снижение поступлений прочих косвенных налогов, прежде всего таможенных пошлин на ввозимые из-за рубежа товары и акцизов», — отмечает Сергей Дробышевский.
Еще одна ловушка для Минфина — уменьшение поступлений от налогооблагаемой базы. Цепочка простая: НДС запускает повышение цен, что негативно скажется на доходах и бизнеса, и населения. Под угрозой сокращения такие киты, как налог на прибыль и НДФЛ (при росте расходов бизнесу придется сокращать фонд оплаты труда).

Экономисты Института им. Гайдара отмечают, что налоговые условия и так в целом ужесточились (до этого повышались налог на прибыль, НДФЛ), что уже сказалось на экономике.
«Если рост прямых налогов уже оказал сдерживающее влияние на предложение в экономике (за счет сжатия инвестиций в основные фонды), то повышение НДС будет воздействовать на потребительский спрос, включая импорт конечных благ», — отмечают представители Института им. Гайдара.

Бизнесу: плати налоги или умри
Что касается непосредственно субъектов малого бизнеса — плательщиков УСН (упрощенная система налогообложения. — Прим. ред.), которых вынудят платить НДС, если их оборот превысит 20 млн в 2026 году, 15 млн рублей в 2027 году и 10 млн рублей в 2028-м, то им придется думать над окупаемостью бизнеса.
Под ударом — кофейни, парикмахерские, автосервисы, услуги по ремонту одежды и обуви, магазины формата «у дома» — вся та цепочка торговли и услуг, без которых рядовым гражданам не обойтись. Оборот ряда индивидуальных предпринимателей (а в России зарегистрирована 4,8 млн ИП) и мини-ООО, делающих нашу повседневную жизнь удобнее, как раз и составляет порядка 10 млн рублей в год.
«Представьте компанию с маржой 5-7%. Для них повышение НДС — это уже вопрос выживания», — отмечает налоговый консультант Евгений Сивков в своем тг-канале «Налоговая балалайка».
Уже подсчитано, что повышение НДС вынудит предпринимателей увеличивать конечную стоимость минимум на 5% (растут еще и цены на бензин, повышаются коммунальные платежи).
Заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований, к. э. н. Вера Кононова уточняет: для компаний на УСН, многие из которых уплачивают 6%-ный налог на выручку, установление НДС даже в самом простом варианте (5% от цены без возможности вычета входного НДС) будет эквивалентно росту налога на выручку до 11%, т. е. почти вдвое.
«Малые компании в сфере услуг или производстве конечных товаров для населения всерьез опасаются сокращения продаж из-за роста цен, вызванного введением НДС. При этом возможности сдерживать этот рост цен у многих ограничены из-за невысокой рентабельности», — говорит Вера Кононова.
При падении спроса бизнесу придется либо еще больше сокращать свою маржу, либо закрываться, либо попытаться уйти от налогов.
«Искушение уклониться от уплаты налога, конечно, будет. Но с учетом качества работы ФНС, включая использование как новых технологий, так и проверенных временем подходов, вряд ли проблема станет слишком масштабной. Слишком рискованно», — говорит главный экономист Института экономики роста им. П. А. Столыпина Борис Копейкин.
Уход бизнеса в тень, продолжает эксперт, не единственная и, вероятно, даже не самая большая проблема.
«У малых компаний вырастут не только сами платежи по налогам, но и издержки на администрирование, что неизбежно выльется в рост расходов, а значит, и цен на производимые товары и предоставляемые услуги. Это ставит под сомнение реалистичность достижения цели ЦБ по инфляции в будущем году и не может не сказаться на спросе. А с учетом и так не самой простой экономической ситуации и сокращения прибыльности вопрос целесообразности продолжения работы для многих может стать острым», — добавляет экономист Борис Копейкин.
Он приводит в пример недавний опрос «Онлайн-бухгалтерии» Точка-банка: 15% предпринимателей уже задумывается о закрытии бизнеса, а еще 30% могут принять решение по итогам первого квартала.
«Конечно, реальные масштабы ухода из бизнеса будут меньше. Но риски для экономической динамики, занятости и налоговой базы, очевидно, есть», — подытожил эксперт.

Заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований, к. э. н. Вера Кононова напоминает, что с 2026 года многие малые компании столкнутся еще и с отменой льгот по страховым взносам, которые действовали с 2020 года.
«Очевидно, что рост фискальной нагрузки примет угрожающие размеры. Неизбежным результатом роста нагрузки на малый бизнес станет повышение цен, как в потребительском сегменте, так и внутри производственных цепочек», — резюмировала эксперт.


