Разное

Классификация тракторов по тяговому классу

Самоходная техника представлена на рынке в широком ассортименте, поэтому для удобства выбора нужной модели машины классифицируют по конструктивным и техническим параметрам. К последним относится тяговый класс трактора, который связан практически со всеми базовыми критериями его выбора. Что это за определение, как его вычисляют и чем он полезен – на эти и другие вопросы ответим далее.

Определение номинального тягового класса

Тяговый класс трактора – это техническая характеристика, определяющая мощностные параметры. От них, в свою очередь, зависят производительность и функциональные возможности машин, а также допустимые типы навесного оборудования.

Таким образом, зная о принадлежности мотоблока, мини-трактора или габаритной единицы к той или иной группе, можно:

  • адекватно составить перечень возможных работ;
  • грамотно подобрать модель самоходной машины и соответствующей комплектации;
  • ориентировочно рассчитать расходы на топливо и обслуживание технического оснащения, применяемого для конкретного проекта.

В России для классификации тракторов применяют номинальное тяговое усилие, которое машины способны развивать в тех или иных условиях эксплуатации. Для обозначения класса используют числовой идентификатор, соответствующий тонна-силам либо килоньютонам (1 тс = 10 кН). При этом в таблицы и технические паспорта вводят данные по нижнему пределу возможного диапазона значений (например, 0,2, если по факту от 0,2 до 0,6 тс).

Для определения тягового класса сельскохозяйственной и лесохозяйственной техники оптимальными считают такие характеристики грунта (ГОСТ 27021-86):

  • тип – стерня средней плотности (часть стеблей зерновых культур, сохранившаяся после уборки урожая);
  • влажность – 20-30%;
  • твердость – нормальная.

Здесь также учитывают:

  • максимальное значение тягового КПД – показывает, сколько мощности уходит на работу с навесным оборудованием, что зависит от характера почвы*;
  • предельное буксование – указывает на относительную величину потери скорости движения из-за проскальзывания колес или гусениц в месте их контакта с основанием*;
  • эксплуатационная масса – вес заправленной и полностью оборудованной машины с водителем (75 кг);
  • рабочий диапазон скоростей – 7-9 км/ч.

*Значения указаны для колесных и гусеничных тракторов с учетом работы на грунте с нормальной твердостью:

Движитель КПД Буксование
Колесный 4*2 60-64% До 16%
Колесный 4*4 65-68% До 14%
Гусеничный 70-74% До 3%

На основании действующих ГОСТов (27021-86 и 27434-87) по номинальному тяговому усилию существует три классификации с учетом типа самоходных машин:

  1. Для лесного и сельского хозяйства – 10 классов (от 0,2 до 8).
  2. Для промышленного и лесопромышленного сектора – 9 классов (от 3 до 75).
  3. Для бульдозеров – 5 (от малогабаритных до сверхтяжелых моделей, развивающих тяговое усилие до 0,6 и от 35 тонн соответственно).

Справка!

Если охватывать весь ассортимент сельскохозяйственной техники – число тяговых классов увеличивается до 17 (0,1-75). Мини-бульдозеры, крупногабаритные и специализированные бульдозеры для дорожной отрасли не классифицируют вовсе.

Согласно отечественному ГОСТу, тяговые характеристики машин в пределах одной группы могут сильно различаться, поэтому за отсчетную единицу взяты нижние пределы. Зарубежные производители, чтобы сузить этот разброс, приходят к более конкретным результатам в соответствии с международными стандартами (ISO 730/1-77, 730/2-79, 730/3-82).

Для сопоставления импортных моделей с российскими по техническим характеристикам, среди прочего, можно использовать класс тяги тракторов; таблица ниже – это пример соответствия самоходной техники сельскохозяйственной группы:

ГОСТ До 0,9 0,9-1,4 2-4 5-8
ISO 1 2 3 4

На заметку!

На сельскохозяйственные тракторы тягового класса 0,6 и выше распространяется межгосударственный ГОСТ 30745-2001 (ИСО 789-9-90).

Описание тяговых классов тракторов

Для частного сектора подходят мотоблоки и тракторы, способные развивать тяговое усилие минимум в 0,1-1,4 тс. Для сельского хозяйства чаще используют технику 3-го тягового класса.

Рассмотрим в общих чертах характеристики перечисленных самоходных машин и способы их применения (данные указаны с учетом улучшений и расширения функционала):

  • 0,1 (0,1-1,8 кН) – маломощные садовые мотоблоки с воздушным охлаждением;
  • 0,2 (1,8-5,4 кН) – колесные (4*2) компактные тракторы подходят для обработки почвы на небольших фермерских площадях, выполнения задач в коммунальном и строительном секторе;
  • 0,4 (1,8-4,6 кН) – на примере зарубежных моделей Jinma (120, 264Е) это техника для агрокомплекса, строительных и дорожных работ;
  • 0,6 (5,4-8,1 кН) – универсальная техника с любой формулой колесного шасси, пригодна для культивации, посевов и уборки урожая, заготовки сена;
  • 0,9 (8,1-12,6 кН) – универсально-пропашные, хлопководческие, тепличные, горные и прочие модели для транспортировки грузов и ведения деятельности в поле (растениеводства, сенокоса) либо в горной местности;
  • 1,4 (12,6-18 кН) – машины применимы в аграрном, коммунальном и строительном секторах, в том числе – практичны в условиях бездорожья;
  • 2 (18-27 кН) – колесная и гусеничная техника для садоводства и сельского хозяйства, а также горные и портальные модели;
  • 3 (27-36 кН) – болотные и мощные тракторы общего назначения.

Если известен тяговый класс тракторов, таблица по мощности позволит дополнительно сориентироваться в возможностях самоходной техники (приблизительные значения):

Класс 0,1 0,2 0,4 0,6 0,9 1,4 2 3
Л.с. До 5-6 10-14 12-24 20-30 40-50 55-80 75-130 90-155

Техника тягового класса 0,4 в России не производится. Садоводы и фермеры могут подобрать отечественный трактор среди Минска (серии МТЗ или Belarus), Харькова (Т-012), Челябинска ( «Уралец» Т-0,2), Алтая (МТ-15) от «Южного машиностроительного завода» (серия ЮМЗ) или «Центра тракторной техники» (серия «АГРОМАШ»). Более мощные модели выпускают Минский, Волгоградский, Онежский тракторные заводы, «Алттрак», «Волна Энерго Дизель» и «Курганмашзавод».

Критерии выбора трактора по тяговому классу

Базовые критерии выбора трактора – это мощность двигателя, расход топлива и его назначение. Эти же характеристики позволяют определить номинальную тяговую силу машины с учетом типа шасси и комплектации. Соответственно, зная условия эксплуатации и перечень задач, можно подобрать технику и навесное оборудование по классу тяги.

Например:

  • 0,2-0,4 – культивация небольшого участка земли, посев, уход за культурами и сбор урожая;
  • 0,6 -1,4 – те же действия, плюс стрижка газона и заготовка сена на площадях в несколько десятков соток;
  • 2-3 – многофункциональные модели с высокой производительностью, позволяющие выполнять полный цикл работ, связанных с растениеводством в крупных масштабах, в том числе в сложных климатических условиях на рельефной и горной местности.

Более мощные тракторы совместимы с широким ассортиментом навесного оборудования. Разные формулы шасси позволяют подобрать технику для сельскохозяйственных, коммунальных и строительных работ в разных условиях относительно климата, рельефа и типа грунта. Главное, выбирая нужную машину, следует учитывать: с повышением технических и эксплуатационных характеристик возрастают и расходы на закупку, обслуживание и ремонт трактора с комплектующими.

Видео описание

Что такое тяговый расчет трактора, узнайте из видео:

Коротко о главном

Подытожим: тяговый класс трактора – это мощностная характеристика самоходной машины. Для его определения вычисляют тяговое усилие, которое развивает техника в условиях, обозначенных ГОСТом 27021-86. За единицу измерения принимают тс (тонна-силу) или кН (килоньютон).

В пределах одной группы диапазон значений развиваемых усилий у различных мотоблоков, мини-техники и тракторов заметно отличается. Поэтому для классификации используют минимальный показатель.

Для частного сектора и фермерских угодий подходят самоходные машины с классом тяги 0,1-1,4. Для сельского хозяйства в целом обычно ограничиваются 3-м классом.

В России на сегодня производят тракторы и мототехнику всех тяговых классов, кроме 0,4.

Источник

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.